Памятка родителям «Нет насилию!»
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми люди калечат ребенка, но и унижение, издевательства, различные формы пренебрежения.
Жестокое обращение с детьми
(несовершеннолетними до 18 лет) включает в себя любую форму недопустимого
обращения со стороны сверстников, родственников (родителей, братьев, сестер,
других членов семьи), опекунов, попечителей, педагогов, воспитателей,
представителей органов правопорядка.
ФОРМЫ
ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Физическое насилие – преднамеренное
нанесение ребенку кем-либо физических повреждений, которые могут привести к
смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения
физического или психического здоровья, ведут к отставанию в развитии.
К физическому насилию
относится также во-влечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков,
токсических веществ.
Возможные признаки!
§
Множественные повреждения, имеющие
специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог,
кровоизлияние в глазное яблоко, участки облысения на голове, выбитые или
расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту и т.д.);
§
Задержка физического развития;
§
Признаки плохого ухода (гигиеническая
запущенность, неприятный внешний вид, сыпь);
§
Боязнь идти домой после школы;
§
Одиночество, отсутствие друзей;
§
Псевдовзрослое поведение;
§
Отсутствие сопротивления случившемуся,
пассивное реагирование на боль, стремление скрыть причину повреждения и травм;
§
Болезненное отношение к замечаниям,
критике, негативизм, агрессивность;
§
Заискивающее поведение, чрезмерная
уступчивость;
§
Лживость, воровство;
§
Жестокое обращение с животными;
§
Склонность к поджогам.
Сексуальное насилие – вовлечение
ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми.
Возможные признаки!
§
Резкие изменения веса (потеря или прибавка);
§
Замкнутость, стремление избегать любых физических контактов, страхи;
§
§
Изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителей в игре, в
общении) либо регрессивное поведение (проявление форм поведения, характерных
для более младшего возраста);
§
Несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
§
Беспричинные нервно-психические расстройства, депрессия, низкая самооценка;
§
Падение самооценки;
§
Суицидальные мысли, высказывания или попытки.
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное
или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности
и приводящее к формированию патологических черт характера.
Возможные признаки!
§
Задержка физического, умственного развития;
§
Различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы
тела, язва желудка, кожные заболевания);
§
Беспокойство или тревожность;
§
Нарушение сна и аппетита;
§
Длительно сохраняющаяся подавленность;
§
Склонность к уединению;
§
Агрессивность;
§
Угрозы или попытки суицида;
§
Чрезмерная уступчивость, заискивание;
§
Неумение общаться, налаживать отношения;
§
Низкая самооценка;
§
Плохая успеваемость.
Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке (моральная жестокость), недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего появляется угроза его здоровью или развитию.
Возможные признаки!
§ Ребенок одет не по сезону, не по размеру;
§
Ребенок немытый, от него плохо пахнет;
§
Ребенок ослаблен, голоден;
§
Ограниченный рацион питания;
§
Нарушение режима сна;
§
Оставление детей надолго без присмотра;
§
§
Нелеченные заболевания;
§
Ребенка не забирают вовремя из детского сада, либо он не посещает его.
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
ПРИ ЖЕСТОКОМ ОБРАЩЕНИИ С НИМ
Возраст до 3 лет
§
боязнь родителей или взрослых;
§
редкие проявления радости, плаксивость;
§
реакция испуга на плач других детей;
§
плохо развитые навыки общения;
§
крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.
Возраст от 3 до 7 лет
§
заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
§
пассивная реакция на боль;
§
негативизм, агрессивность;
§
жестокость по отношению к животным;
§
лживость, воровство;
§
отставание в речевом развитии.
Младший школьный возраст
§
стремление скрыть причину повреждений и травм;
§
боязнь идти домой или в школу;
§
одиночество, отсутствие друзей;
§
плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;
§
агрессивность.
Подростковый возраст
§
побеги, уходы из дома;
§
прогулы занятий в школе;
§
употребление алкоголя, наркотиков и т.п.;
§
суицидальное поведение;
§
криминальное или антиобщественное поведение.
КАК ПОМОЧЬ
РЕБЕНКУ В СИТУАЦИИ НАСИЛИЯ
При наличии у ребенка признаков возможного жестокого обращения после
посещения образовательной организации:
§
Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.
§
Поговорите с педагогами.
§
§
Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать
травмы в медицинской документации ребенка.
§
Обратитесь в органы опеки и попечительства.
§
Обратитесь в полицию или прокуратуру.
§
Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.
К КОМУ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ
§
к воспитателю в детском саду, педагогу в школе,
§
к педагогу-психологу, соц. педагогу,
§
в управление образования,
§
в комиссию по делам несовершеннолетних,
§
в учреждения здравоохранения,
§
в управление внутренних дел,
§
в орган опеки и попечительства,
§
в прокуратуру,
§
уполномоченному по правам человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий