Что надо делать, если ребенок не хочет учиться?
«Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые.
Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными;
между тем из них обыкновенно выходят великие люди,
если только воспитать их надлежащим образом»
Ян Коменский
Вопрос, который однажды задает себе едва ли не каждый родитель: "Почему же мой ребенок не хочет учиться?" Действительно, почему? Все дело в мотивации. Ребенок не видит пользы в том, что делает, и не получает никаких приятных эмоций от процесса обучения. У него возникает резонный вопрос: "Зачем я это делаю?" И он не находит ответов. Поэтому у него пропадает всякое желание ходить в школу. Особенно остро данная проблема стоит у старших дошкольников и младших школьников. Дети могут даже отказываться учиться. Так что же делать?
Мотивация дошкольников – это психологическая готовность ребенка к школе.
Позитивная мотивация – это побуждение, которое обуславливает достижение позитивного результата к будущей учебной деятельности. Нельзя допустить, чтобы дошкольные формы перешли на школьное учение.
Специалисты констатируют, что у нынешних дошкольников существует целый ряд проблем, связанных с мотивацией:
- обеднение, ограниченность сюжетно-ролевых игр;
- неудовлетворенные потребности в самоуважении, любви и ощущении безопасности;
- неполноценная вовлеченность дошкольников в отношениях с детьми и взрослыми.
Неполноценная мотивация к обучению влечет важные, разрушающие личность школьника последствия:
- отсутствие (потеря) интереса к учебе – личностно-отчужденное отношение к учебе;
- школьная дезадаптация;
- угнетенность, страх из-за негативного отношения педагога;
- нежелание идти в школу;
- негативные межличностные отношения;
- неврозы.
Развитие мотивации: направления и условия:
- формирование и развитие ведущих для обучения психологических способностей (планирования, анализа, рефлексии);
- создание всех условий для позитивного эмоционального отношения к школьной деятельности;
- обеспечение сближения главных субъектов учебно-воспитательного процесса.
Развитие мотивации дошкольника – это задача не только специалистов дошкольных учреждений. В данный процесс должны активно включаться и родители. Идеально, если ребенок дополнительно имеет позитивный опыт раннего обучения и возможности узконаправленной квалифицированной помощи. Имеются ввиду развивающие занятия и профессиональная подготовка к школе.
Позитивная мотивация имеет несколько главных условий развития:
- обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов;
- удовлетворение потребности дошкольника к познанию;
- удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;
- комплексная и поэтапная психолого-педагогическая диагностика;
- развитие у родителей, воспитателей (педагогов) эмоционального принятия ребенка;
- создание ситуаций успеха в рамках деятельности.
Данные условия должны эффективно решить вышеперечисленные проблемы, связанные с мотивацией. У ребенка должны сформироваться мотивы к учению, социальная позиция, потребность в самоуважении, безопасности и сложиться характер отношения к учению.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Ранжирование мотивов детей
Этот метод полезен для понятия поведенческих действий конкретного ребёнка, что даёт возможность сконцентрироваться на доминирующих мотивах, дающих высокий результат эффективности обучения. Так, например, если ваш ребёнок отдаёт своё предпочтение стихам, нежели сказкам или рассказам, воспользуйтесь этим. Организуйте весь процесс подготовки к школе в виде отгадывания шуточных загадок.
2. Ориентация взрослых на вопросы, обеспечивающих становление внутренней позиции дошкольника
Если вы будете формировать позитивный образ школы, то малыш будет к вам благосклонен, а это непременно поможет улучшить весь процесс обучения.
3. Применение различных по содержанию сюжетов
Расскажите ребёнку о том, что из себя представляет школа (чему учит, сколько возможностей открывает). Смоделируйте, обрисуйте вместе с ребёнком школу будущего (что в ней ещё такого может быть интересного). Фантазируйте, мечтайте.
4. Ведите с малышом познавательные разговоры
Темы могут быть совершенно разные: школьная, театральная деятельность, кинематограф, история, живопись, музыка. Прививайте любовь к получению знаний, к высокому искусству, расширяйте кругозор своих детей.
5. Раскрывайте детям разные стороны общественной жизни
Так, добиться положительного отношения к школе возможно путём раскрытия разных сторон школьной жизни: расскажите дошкольнику об увлекательных походах ребят с классным руководителем, всевозможных экскурсиях, познавательных поездках (музеи, театры, библиотеки), которые совершают ребята посещающие школу.
ПОМНИТЕ!
Здесь отлично работает простой принцип мотивации: «сделал – свободен», а вот метод «ремня» мало ещё кому принёс действенных результатов, зато страх и неуверенность в собственных силах – вызывает моментально. Поэтому подбирайте «правильные» методы воздействия, обучайтесь искусству позитивного воспитания – начните сотрудничать с ребёнком!
Комментариев нет:
Отправить комментарий